пятница, 5 декабря 2014 г.

Новая группа по программе ИОС

Вниманию коллег группы со 2 декабря!!
Мы заканчиваем с вами работу нашего семинара «Информационно-образовательная среда в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: педагогический аспект».

Выпускная работа - в виде небольшого итогового эссе "Я и моя информационно - образовательная среда"


  1. ИОС как системообразующий ресурс реализации ФГОС ООО (актуальность и новизна, проблемы моделирования ИОС, технологические решения)
  2. Структура моей профессиональной ИОС.
  3. Перспективы развития индивидуальной ИОС педагога - предметника.

6 комментариев:

  1. Федерягина Н.Е. МБОУ СОШ №121
    Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
    Итак, ИОС – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образовании.
    Проблемы и затруднения при создании ИОС:
    • На первый план ставятся современные средства и ресурсы ИКТ, а традиционные (бумажные) средства отодвигаются на задний план
    • Не обоснованное использование современных средств и ресурсов ИКТ на каждом уроке
    • Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета требований СанПина (по времени, оформлению, содержанию).
    • Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета их возможностей.
    • Не умение грамотно организовать на уроке работу учеников с бумажными и электронными ресурсами, как с единым целым.
    • Выявляется не умение учителями правильно оформлять, создаваемые ими ресурсы (не учитываются технические требования к создаваемым документам, презентациям, электронным рабочим страницам)
    Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией.
    Информационная среда нашей школы начала создаваться с 1996 года: образовалось новое структурное подразделение «Информационно-аналитический центр», открываются 2 новых компьютерных класса, используются различные программные комплексы. Затем в следующие года пополняется компьютерный парк, приобретаются принтеры, сканеры, проекторы, ноутбуки, АРМ учителей-предметников и администрации и т.д. К 2005 году классы снабжены новейшими компьютерами, а также создана локальная сеть, приобретены другие компьютерные средства, в том числе интерактивные доски. Все педагоги прошли обучение на повышение курсах квалификации по ИКТ-компетентости. Мной был создан школьный сайт, который постоянно обновляется и развивается.
    Таким образом, в МБОУ СОШ №121 созданы определённые условия: кабинеты оснащены необходимым оборудованием, есть Интернет, школьный сайт, проводятся курсы повышения квалификации, организована работа в СГО «Сетевой город», следовательно, все отчеты сдаются в электронном виде, многие учителя используют интернет-ресурсы.
    Я как учитель – предметник состою в сообществе учителей информатики, организовываю участие школьников в различных Интернет-олимпиадах (квест Сетевичок, олимпиады на сайте www.olymp74.ru, Компьютерная графика, Интернешка, Инфознайка и многие другие), есть свой собственный сайт учителя информатики, участвую во многих Вебинарах, он-лайн семинарах, в различных конференциях по вопросам информатизации и ФГОС ОО и т.п., в дни каникул являюсь руководителем Компьютерного лагеря, принимаю участие в различных конкурсах для учителей, например, Интернет-турнир для педагогов, активно использую интернет-ресурсы для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для работы с родителями, с учащимися, в планах создать свой блог, где собираюсь разместить свои наработки и другие материалы, а также использовать полученные знания с семинара «Информационно-образовательная среда в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: педагогический аспект».
    Таким образом, Информационная среда нашей школы активно развивается, что позволяет педагогам и школьникам работать и получать качественное образование, востребованное в современном обществе.

    ОтветитьУдалить
  2. Осипова Е.А. МАОУ СОШ №84
    В нашем современном мире, вопрос информационно-образовательной среды очень важен и актуален и это важнейший компонент новой системы образования. С введением новых стандартов обучения, ИОС должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала учителей. Сегодня ИОС рассматривается как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС. Именно комплексный подход- залог эффективного образовательного процесса.
    Для меня, как учителя английского языка, очень важен доступ в интернет, откуда я могу черпать идеи и наработанные программы именно зарубежных коллег. Я считаю, что именно иностранный язык должен преподаваться по разработкам и учебным программам, созданных носителями языка. В настоящее время, в мою ИОС входит: компьютер, с доступом в глобальную сеть, проектор-это пожалуй самое необходимое, так как мне более интереснее преподавать, а соответственно ученикам изучать язык с помощью видео и аудио носителей.Мы познаем новые слова, грамматические структуры, произношение через песни, мультфильмы, интерактивные игры. Учебники и печатный материал тоже очень важны, главное выбрать правильные! Поэтому я очень часто прибегаю к учебным материалам, изданным OXFORD, а не отечественным издательствам. Я всегда говорила, что учебный процесс может происходить, где угодно, главное горящие глаза учителя и желание работать и любовь к тому, что ты делаешь. Я, прежде всего, пытаюсь привить любовь к языку и убрать страх, поэтому очень важны психологические приемы. Насчет перспектив моей ИОС, возможно, хотелось бы поработать в лингафонном кабинете, тем более практику такую имела во время учебы в университете. И еще мне бы очень хотелось, чтобы мы ушли от этих парт, выстроенных в ряд! Мне кажется сидеть за одним круглым столом, или еще лучше где-нибудь на мягком коврике, поможет образовательному процессу намного больше!
    P.S. Отдельно хотелось высказать слова благодарности вам, Юлия Николаевна, за бесценный опыт, мои студенты 8 классов (так я обращаюсь к ученикам) активно используют интернет через свои телефоны для докладов и поиска информации прямо на уроке, готовим презентации в программе Microsoft Powerpoint, и для некоторых это было открытие, как просто это на самом деле. Теперь мы на уроках больше творим!

    ОтветитьУдалить
  3. Корабельникова К.А. МАОУ СОШ №84
    На сегодняшний день информационно-образовательная система рассматривается как комплекс информационно-образовательных ресурсов, материально-технических и методических средств, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход в образовании.
    Развитие информационных технологий раздвигает границы образовательного процесса. Наряду с традиционными ресурсами,
    позволяющими наполнять содержание урочной и внеурочной деятельности, появляются все новые и новые электронные и Интернет ресурсы, которые в настоящее время не представляется возможным оставить без внимания и построить процесс обучения и воспитания (занимаемый у учащихся треть их временного пространства) так же эффективно как и ранее без этих ресурсов.
    Проблемы при формировании информационно-образовательной системы безусловно еще возникают, везде и много!
    Но, как я думаю, нет ничего невозможного, и любые проблемы можно решить. Какие же конкретно трудности мы имеем при создании ИОС школы:
    1) несомненно, первостепенно - это техническое оснащение школы, непосредственно каждого класса, рабочего места каждого ученика.
    Безусловно, такая проблема имеет место быть, хотя государство ее активно решает.
    Сразу поясню своё место на данном этапе рассуждений: я - учитель математики и, к сожалению, в моем классе нет никакого компьютерного, технического оснащения кроме как используемых ранее "инструментов" обучения.Хотя администрация школы старается решать этот вопрос (но, "Москва не сразу строилась").
    2) до сих пор существует проблема ИКТ-компетентности педагогов-предметников и будет она сохранятся, дабы возникновение все новых ресурсов происходит постоянно, и учителю необходимо постоянное обучение работе с этими ресурсами.
    К тому же учителю необходимо не только знать, как самому ими пользоваться, но и как, когда их использовать.
    Что касается меня: с учетом того, что я по профессии учитель математики и информатики,
    освоение новых информационных ресурсов и применение их непосредственно на уроке или во внеурочной деятельности упирается лишь в техническую составляющую данного вопроса.
    Хотя говорить о том, что я все могу, я все умею, тоже не берусь - нет предела совершенству!
    Обсуждать проблемы современного образования на этапе формирования ИОС можно долго, как в принципе, и говорить о том, что мы умеем и чему мы еще можем научиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Бизяева Ирина Александровна
    учитель начальных классов МБОУ СОШ №144
    Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Ее главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Для этого необходимо создать соответствующую информационно – образовательную среду. И это связано прежде всего с тем, что всё, что окружает человека, начинает рассматриваться как информация или её источник.
    В целом, можно говорить о том, что ИОС – система информационной, технической и учебно-методической составляющих, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс. Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс. Ведь обеспечить школу современной компьютерной техникой несложно, было бы достаточное финансирование. Гораздо сложнее правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне. Качество ИОС сегодня можно определить и как способность этой среды обеспечить систему возможностей для эффективного личностного саморазвития (становления) ребенка в ходе образовательного процесса. Итак, информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня. И при её создании в начальной школе на первое место встаёт ЛИЧНОСТЬ самого ПЕДАГОГА, его квалификация и компетенция.
    Если говорить о моей педагогической деятельности, то вся моя работа – это прежде всего постоянное самообразование, повышение своей квалификации и педагогического мастерства на всевозможных курсах, семинарах, конкурсах, которых в моей жизни всегда было немало. Совсем недавно я освоила новый курс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе», что позволило мне сделать уроки разнообразнее и продуктивнее, правда до сих пор не использую её на 100%, всё чего – то не хватает, да и компьютерной техникой владею на 60%, 70%. Это моё дальнейшее самосовершенствование. ИОС включает в себя и другие составляющие:1) наличие в ОУ компонентов на бумажной основе(в моём классе этот ресурс представлен большим количеством словарей, пособий для учителя и учеников, который, конечно же, появился не сразу, а накапливался и собирался в течение многих лет), 2) наличие в ОУ компонентов на CD-DVD носителях(электронные приложения к различным учебникам, электронные пособия), 3) наличие в ОУ Интернет-среды (в нашей школе создан школьный сайт; в школе работает локальная сеть с постоянным доступом в Интернет) В будущем хотелось бы так же оборудовать свой кабинет как многофункциональное пространство – не только для учёбы, но и для отдыха и расслабления…Так что есть над чем работать и к чему стремиться…

    ОтветитьУдалить
  5. Гашова Анастасия Васильевна
    учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №84
    "Все течет, все меняется" - наверное, это именно то, что можно сказать о системе образования в целом, по крайней мере на данном временном отрезке. При современном уровне развития технологий наивно, и даже в какой-то степени глупо полагать, что школа останется прежней. Всеобщая информатизация захватила практически все аспекты повседневной жизни. Ученики все чаще сидят с гаджетами на перемене, учителя все сильнее пытаются с этим бороться. Но нужно ли это? Одним из важных, на мой взгляд, аспектов модернизации образовательного процесса – внедрения ФГОСов – является уменьшение «пропасти» между учителем и учеником. учитель и ученик должны взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга, в конце концов им должно быть интересно работать на уроке,а не быть по разные стороны журнала с оценками. Отсюда возникает понятие ИОС – информационно-образовательная среда. В системе ФГОС рассматривать ИОС можно двояко: это и все ресурсы, используемые учителем в течение всего образовательного процесса для своего профессионального развития, и среда для становления личности обучающегося. Естественно, информационно-образовательная среда в контексте ФГОС является важнейшим компонентом новой системы образования. Образовательный процесс вообще становится ИКТ-насыщенным. В этом и его достоинство, и недостаток. Казалось бы, чего уж проще? Наставь в каждый кабинет по модной сматр-доске, проектору и ноутбуку – все, считай норму выполнил! Но в этом-то и проблема, ИОС педагога – это не только компьютер с интернетом, в который иногда можно заглянуть на досуге, это умение найти (хоть и в сети) необходимые для активации творческих и познавательных процессов учащихся ресурсы, выбрать верные и применить их. А вот это уже сложнее, по крайней мере на начальном этапе. Я – учитель русского языка и литературы, для меня все это более чем актуально. Предмет достаточно сложен для детей, поэтому возникает необходимость чем-то увлечь их, заинтересовать, показать, что язык – это удивительное явление, не сводящееся к правилу «жи-ши», падежам и склонениям. В мою ИОС входят: ноутбук с выходом в интернет, проектор. С помощью этого оборудования я использую различные средства: презентации, фильмы, мультфильмы, небольшие флэш-программы с физкультминутками и т.д. Есть огромная разница между тем, что показано на экране, и тем, что приклеено на магнитах к обычной доске. Тем не менее, «старые» бумажные носители тоже в ходу. Мне интересно с этим работать. И я вижу ответную реакцию со стороны детей. Проблема учителя в этом случае состоит в том, чтобы грамотно воспользоваться всеми предоставленными возможностями, проблема школы – предоставить все эти возможности и для учителя, и для учащегося. К сожалению, это вопрос финансовой состоятельности учреждения. Честно говоря, в дальнейшей работе я собираюсь совершенствоваться в этом направлении. К своему стыду, на семинаре я узнала о новых возможностях работы учащегося и учителя в интернете. Как-то до этого мне и не попадались такие проекты. Очень хочется научиться с ними работать, чтобы в дальнейшем на уроке было интересно и мне, и моим ученикам.
    P.S. большое спасибо Вам, Юлия Николаевна, за то, что поделились и этими знаниями, и собственным опытом.

    ОтветитьУдалить
  6. Коллеги, спасибо за добрые слова! Особенно ценно для меня услышать их от специалистов 84 школы - это моя родная школа, там учились и учатся мои дети, я с большой теплотой отношусь к коллективу этой школы, и конечно, рада, что смогла быть полезной! Обязательно обращайтесь, если возникнет необходимость, к специалистам Учебного центра - мы будем рады помочь!

    ОтветитьУдалить