четверг, 20 ноября 2014 г.

«Информационно-образовательная среда в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: педагогический аспект»:выпускные работы группы МАОУ лицея № 102

Вниманию коллег МАОУ лицея № 102!
Мы заканчиваем с вами работу нашего семинара «Информационно-образовательная среда в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: педагогический аспект».







Выпускная работа - в виде небольшого итогового эссе "Я и моя информационно - образовательная среда"

  1. ИОС как системообразующий ресурс реализации ФГОС ООО (актуальность и новизна, проблемы моделирования ИОС, технологические решения)
  2. Структура моей профессиональной ИОС.
  3. Перспективы развития индивидуальной ИОС педагога - предметника.


Свое эссе публикуем как комментарий к данному сообщению! Не забывайте подписываться, коллеги! Удачи!

7 комментариев:

  1. Эссе «Я и моя информационно-образовательная среда». Пелихова И.В. педагог-психолог МАОУ лицея № 102

    ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования. Задачей образовательного учреждения является создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
    Так как в лицее реализуются инновационные образовательные проекты, то это не может не сказываться на специфике работы педагога-психолога с учащимися, имеющими высокую мотивацию к интеллектуальной и творческой деятельности. Комплексная поддержка включает в себя: педагогические технологии развития одаренных детей в образовательном процессе, психологическое сопровождение одаренных учащихся, информационно-коммуникационная поддержка реализации образовательных и интеллектуальных потребностей учащихся, уникальная информационно-образовательная среда лицея (лаборатория, сложное оптическое и цифровое оборудование, естественнонаучные лабораторные практикумы Архимед, Коач).
    Одной из существенных составляющих комплексной поддержки является психологическое сопровождение одаренных учащихся. В работе с учащимися использую не только стандартные методики, но и ИКТ комплекс психолого-педагогический мониторинг Матроса, это дает возможность получения психологической информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы. Программа психолого-педагогического мониторинга представляет собой систему сбора, хранения и представления психолого-педагогической информации об ученике, а также систему слежения за качеством образовательного процесса в школе. Программа включает три основных блока: Блок «Интеллект», Блок «Личность», Блок «Педагогический консилиум». Психолого-педагогический мониторинг помогает: выявить картину мотивационной сферы учащихся лицея, обозначить проблемные места в интеллектуальной и личностной сфере, наметить пути формирования и коррекции мотивационной сферы учащихся, оценить эффективность педагогической деятельности в развитии личности подростков. Мониторинг содержит данные о том, как учащиеся относятся к учителю, оценивают умение объяснить учебный материал, умение устанавливать отношения, как воспринимают демонстрируемый стиль поведения. По каждому из оцениваемых компонентов (гностическому, эмоциональному, поведенческому), можно определить учителей, которые имеют трудности в выстраивании отношений с детьми. Знакомство самих учителей с информацией о себе крайне важно для личностного и профессионального роста.
    Результаты в среднем по классу, по параллели и рекомендации по их использованию, размещаю в своей папке в Лицейском образовательном пространстве.
    Также на портале лицея размещаю рекомендации для учителей, родителей, учащихся по формированию и развитию мотивации учения в разделе Образование/Психологическая служба/Рекомендации для учителей.
    Взаимодействие психолога с родителями в процессе работы и с учащимися осуществляю как с использованием традиционных форм (инд. консультирование, родительские собрания и т.д.), так и с использованием интерактивных форм общения на лицейском портале имеется раздел «Психологическая служба» - размещены рекомендации для родителей, учащихся.
    Ежегодно готовлю учащихся к олимпиаде по психологии, где в процессе подготовки пользуюсь интернет – ресурсами; общаюсь с учащимися как в устной форме, так и по электронной почте. Пользуюсь АС сетевой город. Образование.
    На форуме портала заведён раздел «Вопросы психологу», в рамках IT-школы родителей с циклом лекций для родителей.


    ОтветитьУдалить
  2. Эссе «Я и моя информационно – образовательная среда».
    Информационно – образовательная среда – комплекс информационных образовательных ресурсов, обеспечивающих обучение в современной образовательной среде. В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Соответственно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, педагогов, психологов. Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой.
    Главная задача современного учителя состоит в том, чтобы «научить учиться», помочь учащимся самостоятельно осваивать знания и создавать собственные образовательные траектории, а также формировать качества личности и ценностные отношения к окружающей действительности.
    Основная цель информационно – образовательной среды – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу, а для этого необходимо постоянно повышать свою ИКТ компетентность.
    В МАОУ лицее № 102 создаются определённые условия: трижды обновлялось ИКТ оборудование. В каждом кабинете находится АРМ, проводятся курсы повышения квалификации, администрацией принимаются мотивационные решения: работа с электронным журналом, отчёты в электронном виде, подача электронных заявок, дистанционное обучение и т.д.
    Как результат этой работы мы как преподаватели истории и общественных дисциплин приобретаем опыт работы в разных информационных направлениях: работа в локальной сети, размещение материалов на портале лицея, пользуемся сайтом УЧМАГа, сайтом Государственных услуг, Школа будущего. Как учителя – предметники используем сайт Открытый класс, сайт творческих учителей, пользуемся разнообразными информационными ресурсами.
    Считаем необходимым организовывать периодическую актуализацию (один раз в три года) ИКТ компетенцию.

    Учителя истории и общественных дисциплин: Носивец Н.Д., Пережогина И.Н.,
    Гладких С.В.

    ОтветитьУдалить
  3. Храмова Т.В., Дудорева Л.Э
    Информационно-образовательная среда – это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное поле всех участников образовательного процесса.
    Наша жизнь изменяется, благодаря современным информационным технологиям. Это наглядно видно в нашем лицее. Достижения в области технологий изменили всю систему образования.
    Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети или Интернет.
    В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого - его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др.
    Ключевым компонентом в ИКОС является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.
    На уроках мы используем различные технологии: мультимедиа, гипертексты, Flash-технологии, которые направлены на организацию деятельности по изучению фонетического, грамматического и лексического материала посредством представления учебной информации в электронном виде, автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении. Огромное количество времени на своих уроках уделяю тренажу. Ведь компьютер- это терпеливый учитель, который учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.
    При подготовке к урокам мы пользуемся следующими сайтами:
    «Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей (festival.1september.ru) - тысячи статей об опыте преподавания всех школьных предметов
    Metodisty.ru - профессиональное сообщество педагогов
    Творческие группы: Начальная школа. Преподавание английского языка. Русский язык и литература. Математика в школе.
    Pedsovet.su - сообщество взаимопомощи учителей
    Uchportal.ru - Все для учителя. Учительский портал
    Учитель-Учителю! - Портал для учителей (uchitel.moy.su)
    Сайт создан для помощи и обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. У каждого педагога есть свои «изюминки», которыми он может не только поделиться с другими, обменяться материалами с коллегами, но и оставить комментарии к другим работам.
    Портал Учеба (ucheba.com) - posobie.ru, uroki.ru, metodiki.ru - некоммерческий информационный ресурс Российского Интернета, ориентированный в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования, хотя полезную для себя информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся.

    ОтветитьУдалить
  4. Чебыкина ЕВ, Фабер ЛВ, Варлакова МБ, Ермакова ЕМ, Мошинская ТГ, Копачева ИР, Волосевич ЛР, Попова АА, Лобода ЛН, Земзюлин ВА, Жарков ВА, Бажанова ВЕ

    Информатизация образования – это
    взаимодействие новой философии
    и новой техники.
    А. Иезуитов

    Информационная среда нашей школы создавалась в течение 13 лет и в настоящее время динамично развивается. А ведь еще совсем недавно ученики в сочинениях о будущем мечтали о роботах и компьютерах, а сейчас практически в каждом кабинете нашего лицея – «волшебная» интерактивная доска, множество компьютеров. Педагоги нашей школы готовы участвовать в инновационных конкурсах и проектах.
    Сегодня, как говорят специалисты, мир меняется в несколько раз быстрее, чем школы. И миллионы людей должны идти учить и учиться, чувствуя новые перемены. Ведь для устойчивой цивилизации так необходима новая модель образования, которая могла бы соответствовать потребностям нынешних и будущих поколений землян и имела бы опережающий характер.
    В данных условиях педагоги просто не имеют права отставать от существующих в сегодняшнем мире тенденций. Главное – сегодня мы не ограничены какими-либо рамками. Мы в любое время можем выйти в сеть, чтобы повысить свою квалификацию, найти интересные идеи для своего урока, принять участие в конкурсах педагогического мастерства. Современные возможности позволяют «устроить» педагогический совет с профессионалами другого города, области, страны. Возможно, еще 3 года назад все это привлекало лишь отдельных педагогов. Сегодня это практически образ жизни каждого.
    Можно ли достигнуть высокого качества образования не привлекая современные информационные образовательные ресурсы? Можно ли заинтересовать ребенка, применяя при этом устаревшие инструменты?
    Учителя нашего лицея осознают необходимость перемен, активно используют современные технологии в своей практике. Необходимо отметить, что в лицее созданы достаточно комфортные условия для создания личной информационно-образовательной среды. Функционирует внутренняя лицейская сеть – это позволяет своевременно обмениваться информацией, снижает затраты времени на документооборот.
    Мало знать, что есть разные виды информации.
    Хорошо, если ученик умеет использовать их в учебе.
    Замечательно, если он захочет расширить свои умения, сможет аналитически работать с полученной информацией.
    Отлично, если он скажет: «Я создаю новое!», реализуя самостоятельный проект.
    Чтобы ученик прошел путь от простого усвоения знаний до творческого созидания, рядом с ним должен быть учитель, профессионально применяющий все средства информационной среды лицея.
    Информационная среда нашего лицея позволяет педагогам через творческое переосмысление изменить содержание и методику преподавания. Учащиеся лицея благодаря многогранной информационной среде получают качественное образование, востребованное в современном обществе.

    ОтветитьУдалить
  5. Эссе "Я и моя информационно-образовательная среда". Учитель математики МБС(К)ОУ С(К)ОШ №127 Клокова Г.А.
    На современном этапе развития педагогики в рамках внедрения ФГОС не возможно представить себе процесс обучения без использования современных информационных технологий. Формируя ИОС образовательного учреждения, администрация должна обеспечить педагогов и учащихся оборудованием, а педагоги - довести до совершенства свою компьютерную грамотность, проявить своё творческое мастерство. Хотя трудно говорить о совершенстве, когда техника и технологии развиваются во всё более ускоряющемся темпе.
    К сожалению, в условиях нашего образовательного учреждения, в котором обучаются дети с глубокими нарушениями зрения, техническое оснащение развивается не так активно как хотелось бы. Поэтому моя ИОС в основном включает в себя моё домашнее оборудование и оборудование, которое было предоставлено Министерством образования для осуществления дистанционного обучения детей-инвалидов. Есть где развернуть свои творческие способности. Поэтому, как говорит народная мудрость, век живи - век учись, а педагогам требуется постоянное развитие. Прослушав данный курс, я снова убедилась, как мало ещё знаю и умею. Надо же не только самой разобраться, но суметь донести свои умения и навыки детям, для которых общение с компьютером по требованиям врачей крайне ограничено. Есть над чем подумать.
    На мой взгляд, совершенно правильно на курсах была выделена идея о том, что ИОС не может ограничиваться только самым современным оборудованием. Активная позиция педагога - вот главный источник развития индивидуальной ИОС педагога - предметника. Учащиеся нашей школы в особенности нуждаются в специфических приёмах и методах работы в ИОС, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда после выхода из школы

    ОтветитьУдалить
  6. А.И.Таирова педагог-психолог МБОУ СОШ № 121
    Информационно – образовательная среда – комплекс информационных образовательных ресурсов, обеспечивающих обучение в современной образовательной среде. В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Соответственно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, педагогов, психологов. Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой.
    Главная задача современного педагога состоит в том, чтобы «научить учиться», помочь учащимся самостоятельно осваивать знания и создавать собственные образовательные траектории, а также формировать качества личности и ценностные отношения к окружающей действительности.
    Основная цель информационно – образовательной среды – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу, а для этого необходимо постоянно повышать свою ИКТ компетентность.
    В нашем учреждении реализуются инновационные образовательные проекты, то это не может не сказываться на специфике работы педагога-психолога.
    На сайте размещаю рекомендации для учителей, родителей, учащихся в разделе Психологическая служба/Рекомендации.
    Ежегодно готовлю учащихся к олимпиаде по психологии, где в процессе подготовки пользуюсь интернет – ресурсами; общаюсь с учащимися как в устной форме, так и по электронной почте. Пользуюсь АС сетевой город. Образование.
    На сайте МБОУ существует раздел «Вопросы психологу «, с помощью которого мы можем общаться со всеми участниками образовательного процесса, в том числе и анонимно

    ОтветитьУдалить
  7. Эссе "Я и моя информационно-образовательная среда". Учитель математики Борисова О.В., МБОУ СОШ №121.
    На современном этапе развития педагогики в рамках внедрения ФГОС не возможно представить себе процесс обучения без использования современных информационных технологий. Формируя ИОС образовательного учреждения, администрация должна обеспечить педагогов и учащихся оборудованием, а педагоги - довести до совершенства свою компьютерную грамотность, проявить своё творческое мастерство. Хотя трудно говорить о совершенстве, когда техника и технологии развиваются во всё более ускоряющемся темпе.
    В условиях нашего образовательного учреждения техническое оснащение развивается активно. Ключевым компонентом в ИКОС является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду. Поэтому моя ИОС в основном включает в себя моё домашнее оборудование и оборудование, которое было предоставлено школой. Есть где развернуть свои творческие способности. Поэтому, как говорит народная мудрость, век живи - век учись, а педагогам требуется постоянное развитие. Прослушав данный курс, я снова убедилась, как мало ещё знаю и умею. Надо же не только самой разобраться, но суметь донести свои умения и навыки детям, для которых общение с компьютером по требованиям врачей крайне ограничено. Есть над чем подумать.
    На мой взгляд, совершенно правильно на курсах была выделена идея о том, что ИОС не может ограничиваться только самым современным оборудованием. Активная позиция педагога - вот главный источник развития индивидуальной ИОС педагога - предметника.

    ОтветитьУдалить