вторник, 16 сентября 2014 г.

Приглашаем на урок истории в музей образовательной системы города Челябинска!

10 сентября 2014 года в музее муниципальной образовательной системы было успешно проведено новое образовательное мероприятие под названием "Урок истории в музее", в котором приняли участие учащиеся 11 "А"  класса МБОУ СОШ № 155.
В будущем предполагается разработка серии подобных занятий по разным темам школьных курсов истории, литературы, МХК!  Приглашаем к сотрудничеству учителей школ города!
Обращаться - к заведующей музеем Коклиной Ксении Павловне (тел.2525109)


Подробнее о проведенном занятии -

Данное мероприятие включало в себя 2 этапа: общее знакомство учащихся с музеем, его деятельностью и самыми интересными экспонатами и, собственно, "урок". Суть такого "урока в музее" заключалась в самостоятельной работе экскурсантов с источниками (тексты и фото на качественных копиях периодических изданий 1914-1917 гг) по разработанному экскурсоводом плану с вопросами (Приложение 1) и последующем общении за круглым столом по наводящим вопросам ведущего. В завершении мероприятия участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).
На данном "уроке истории" в рамках общей темы по Первой Мировой войне рассматриваются такие стороны вопроса как повод к войне, политические блоки, сражения на Западном и Восточном фронтах, химическое оружие и техника, человек на фронте и в тылу.
Целью нового образовательного мероприятия является знакомство экскурсантов с информацией о Первой мировой войне через их самостоятельную работу с источниками.
Данный "урок истории в музее" построен по следующему плану: класс учащихся разбивается на группы по 3-4 человека, каждая группа получает задание - одну из подтем и к ней 2-3 вопроса, ответы на которые можно найти в текстах и фото репродукций старых газет (также экскурсанты могут воспользоваться интернет-ресурсами, предоставляемыми в ИКТ-кабинете). Таким образом учащиеся работают 20 минут. Затем, в течение ещё 20-30 минут происходит обсуждение за круглым столом под контролем экскурсовода-ведущего: каждая группа "с места" рассказывает о своей подтеме, демонстрируя интересные фото и зачитывая характерные цитаты; допускаются реплики и комментарии со стороны остальных участников.
Таким образом, экскурсанты-учащиеся поступательно совершают 3 вида мыслительных операций: восприятие (просмотр, чтение), анализ (является ли информация ответом на вопрос), рассказ/высказывание (проговаривание уже воспринятого и проанализированного), в результате чего ими эффективнее воспринимается информация, оттачиваются навыки работы с ней и формируется отношение к воспринятому.
По ходу "урока" школьники проявили активность в работе и интерес к изучению источников. Данное наблюдение подтверждается следующими ответами ребят на вопрос анкеты о том, было ли им интересно на уроке в музее: "Да, очень!", "Да, было очень увлекательно и познавательно", "Да, более чем интересно. Необычный формат преподнесения информации", "Да, т.к. видишь исторические факты, работаешь в коллективе и узнаёшь новое".
Приведённые выше примеры ответов говорят также о том, что экскурсантам был интересен не только материал, но и способ его представления, а именно - возможность самостоятельно исследовать, изучать музейный предмет. В подтверждение, ниже приведены ответы учащихся на вопрос о чувствах, возникших при работе со старыми текстами: "Это было очень увлекательно, в какой-то степени даже немного необычно", "Это очень интересно, ты видишь то же, что видели люди в то время, узнаешь тоже самое", "чувство, что я ученый-археолог", "Было интересно анализировать тексты, читать их и узнавать и открывать для себя что-то новое".
На вопрос о том, по какой ещё теме хотелось бы обучиться в музее, ученики ответили следующим образом: "по любой, в данный момент мне интересно многое", "Метод мне понравился, тема абсолютно любая", "Не отказалась бы от любой темы; Ведь когда ты держишь в руках что-то "настоящее", а не текст учебника, то всё интересно". Таким образом, можно утверждать, что сам формат "урока в музее" является универсальным: подобное мероприятие можно проводить в любом школьном музее по разным учебным предметам на различные темы. В таком случае, школьный музей будет, с одной стороны, выступать ресурсом для удовлетворения образовательных потребностей, с другой, - реализовывать свой потенциал. Но образовательное мероприятие "Урок истории в музее", проводимое в музее МОС, можно преподносить как образец формы работы с учащимися в музее и рекомендовать педагогам дополнительного образования и учителям школьных предметов.
Также, после "урока" состоялся разговор с Васильевой Еленой Львовной, учителем истории и обществознания, которая отметила хорошее качество подготовки, организации и проведении данного мероприятия и дала рекомендации по методике проведения подобных мероприятий с точки зрения педагога. Данные рекомендации будут учтены и реализованы при дальнейшем проведении "Урока истории в музее". Кроме того, Елена Львовна выразила желание дальнейшего сотрудничества по данному направлению.


Приложение 1
к Отчёту
План заданий с вопросами
До войны

1. Что происходит в Германии и Австро-Венгрии накануне Первой Мировой войны?
(найдите фотографии, доказывающие наращивание военной мощи этих стран)

2. Коротко расскажите об отношениях между Англией, Францией и Россией накануне войны.
(найдите фото о съезде представителей европейских столиц в Париже и приезде английской делегации в Россию)

Начало военного конфликта
1. Что послужило поводом к войне?
(найдите фотографии и прочитайте статью об этом происшествии)

2. Какие страны первыми вступили в военный конфликт?
(найдите статью и фотографии под общим названием "Австро-Сербская война)
  • почему в российских газетах и журналах того времени довольно много военных фотохроник из Сербии?
3. В какой момент война охватила Европу: какие ещё государства вмешались в конфликт, как вступили в войну?
(найдите фотографию, доказывающую нарушение нейтралитета Бельгии; а также другие фотографии об участии Бельгии в войне)

Союзники

1 Каковы два основных политических блока, какие страны в них входили?

2. Каким образом разные страны-союзники Антанты принимали участие в войне? В чём состояло их союзничество?
(найдите фотографии главнокомандующих, войск различных стран)

3 Какова была политика США?
(найдите и прокомментируйте фотографию с американским общественным деятелем)

Военные действия на Восточном фронте

1. Что значит "Восточный фронт"? На какой территории происходили военные действия?

2. Кто с кем воевал на Восточном фронте?

3. Найдите и покажите фотосвидетельства отступления русских войск в 1915 г.

4 Найдите и покажите фотосвидетельства успешных боев русской армии в 1915 г.

5. Прочитайте две статьи под названием "Великая война". Расскажите о важных на ваш взгляд фактах (можете прочитать небольшие отрывки).

Военные действия на Западном фронте

1. Что значит "Западный фронт"? На какой территории происходили военные действия?

2. Кто с кем воевал на Западном фронте?

3. Что такое Верден? (найдите фото)
  • в каком году было сражение?
  • под каким термином вошло в историю и почему?

Химическое оружие

1. Какая страна и в каком году начала применять химическое оружие?

2. Каковы были средства защиты?
(найдите отрывок статья и прокомментируйте фотоматериалы)

Морские сражения

1. Флоты каких стран участвовали в войне на море?

2. У берегов каких стран, в каких водах происходили сражения?

3. Назовите основные виды судов, приведите примеры

Техника

1. Найдите и прочитайте отрывок статьи из журнала "Копейка" №394-32 (стр 5-6).

2. Найдите фотографии с техникой.

3. Расскажите о мортирах, снарядах, военных хитростях
Человек на фронте и в тылу

1. Найдите и прочитайте статью "На позициях (из записной книжки военного корреспондента).
  • расскажите как ведут себя люди на войне (можете прочитать вслух несколько характерных предложений)
2. Найдите фотографии, демонстрирующие военный быт на фронте

3. Каково бытовой положение австро-германсих войск на фронте?
(найдите соответствующие фотографии)

4. Как ведут себя люди в тылу?
(найдите фотографии об организации лазаретов и сборе подарков на фронт)

Внутренне положение в воюющих странах

1. Найдите и прочитайте статью "Война и реклама"
Коротко расскажите, что происходит в странах Европы

2. Найдите фотографии с беженцами. Где сделаны эти фото?

3 Что происходит в странах Восточной Европы?
Найдите фотографии о торговле и сельском хозяйстве в Польше, Галиции

Внутриполитическая ситуация в России

1. Что происходит в России в феврале 1917 г.?
(найдите соответствующие фотографии)


2. Каким образом Первая Мировая завершилась для России?

Комментариев нет:

Отправить комментарий