10
сентября 2014 года в музее муниципальной
образовательной системы было успешно
проведено новое образовательное мероприятие под названием "Урок истории в музее", в котором приняли
участие учащиеся 11 "А" класса МБОУ СОШ №
155.
В будущем предполагается разработка серии подобных занятий по разным темам школьных курсов истории, литературы, МХК! Приглашаем к сотрудничеству учителей школ города!
Обращаться - к заведующей музеем Коклиной Ксении Павловне (тел.2525109)
Подробнее о проведенном занятии -
Данное
мероприятие включало в себя 2 этапа:
общее знакомство учащихся с музеем, его
деятельностью и самыми интересными
экспонатами и, собственно, "урок".
Суть такого "урока в музее"
заключалась в самостоятельной работе
экскурсантов с источниками (тексты и
фото на качественных копиях периодических
изданий 1914-1917 гг) по разработанному
экскурсоводом плану с вопросами
(Приложение 1) и последующем общении за
круглым столом по наводящим вопросам
ведущего. В завершении мероприятия
участникам было предложено ответить
на вопросы анкеты (Приложение 2).
На
данном "уроке истории" в рамках
общей темы по Первой Мировой войне
рассматриваются такие стороны вопроса
как повод к войне, политические блоки,
сражения на Западном и Восточном фронтах,
химическое оружие и техника, человек
на фронте и в тылу.
Целью
нового образовательного мероприятия
является знакомство экскурсантов с
информацией о Первой мировой войне
через их самостоятельную работу с
источниками.
Данный
"урок истории в музее" построен по
следующему плану: класс учащихся
разбивается на группы по 3-4 человека,
каждая группа получает задание - одну
из подтем и к ней 2-3 вопроса, ответы на
которые можно найти в текстах и фото
репродукций старых газет (также
экскурсанты могут воспользоваться
интернет-ресурсами, предоставляемыми
в ИКТ-кабинете). Таким образом учащиеся
работают 20 минут. Затем, в течение ещё
20-30 минут происходит обсуждение за
круглым столом под контролем
экскурсовода-ведущего: каждая группа
"с места" рассказывает о своей
подтеме, демонстрируя интересные фото
и зачитывая характерные цитаты;
допускаются реплики и комментарии со
стороны остальных участников.
Таким
образом, экскурсанты-учащиеся поступательно
совершают 3 вида мыслительных операций:
восприятие (просмотр, чтение), анализ
(является ли информация ответом на
вопрос), рассказ/высказывание
(проговаривание уже воспринятого и
проанализированного), в результате чего
ими эффективнее воспринимается
информация, оттачиваются навыки работы
с ней и формируется отношение к
воспринятому.
По
ходу "урока" школьники проявили
активность в работе и интерес к изучению
источников. Данное наблюдение
подтверждается следующими ответами
ребят на вопрос анкеты о том, было ли
им интересно на уроке в музее: "Да,
очень!", "Да, было очень
увлекательно и познавательно",
"Да, более чем интересно. Необычный
формат преподнесения информации",
"Да, т.к. видишь исторические факты,
работаешь в коллективе и узнаёшь новое".
Приведённые
выше примеры ответов говорят также о
том, что экскурсантам был интересен не
только материал, но и способ его
представления, а именно - возможность
самостоятельно исследовать, изучать
музейный предмет. В подтверждение, ниже
приведены ответы учащихся на вопрос о
чувствах, возникших при работе со старыми
текстами: "Это было очень увлекательно,
в какой-то степени даже немного необычно",
"Это очень интересно, ты видишь то
же, что видели люди в то время, узнаешь
тоже самое", "чувство, что я
ученый-археолог", "Было интересно
анализировать тексты, читать их и
узнавать и открывать для себя что-то
новое".
На
вопрос о том, по какой ещё теме хотелось
бы обучиться в музее, ученики ответили
следующим образом: "по любой, в
данный момент мне интересно многое",
"Метод мне понравился, тема абсолютно
любая", "Не отказалась бы от
любой темы; Ведь когда ты держишь в руках
что-то "настоящее", а не текст
учебника, то всё интересно". Таким
образом, можно утверждать, что сам формат
"урока в музее" является универсальным:
подобное мероприятие можно проводить
в любом школьном музее по разным учебным
предметам на различные темы. В таком
случае, школьный музей будет, с одной
стороны, выступать ресурсом для
удовлетворения образовательных
потребностей, с другой, - реализовывать
свой потенциал. Но образовательное
мероприятие "Урок истории в музее",
проводимое в музее МОС, можно преподносить
как образец формы работы с учащимися в
музее и рекомендовать педагогам
дополнительного образования и учителям
школьных предметов.
Также,
после "урока" состоялся разговор
с Васильевой Еленой Львовной, учителем
истории и обществознания, которая
отметила хорошее качество подготовки,
организации и проведении данного
мероприятия и дала рекомендации по
методике проведения подобных мероприятий
с точки зрения педагога. Данные
рекомендации будут учтены и реализованы
при дальнейшем проведении "Урока
истории в музее". Кроме того, Елена
Львовна выразила желание дальнейшего
сотрудничества по данному направлению.
Приложение
1
к
Отчёту
План
заданий с вопросами
До
войны
1. Что происходит в
Германии и Австро-Венгрии накануне
Первой Мировой войны?
(найдите фотографии,
доказывающие наращивание военной мощи
этих стран)
2. Коротко расскажите
об отношениях между Англией, Францией
и Россией накануне войны.
(найдите фото о
съезде представителей европейских
столиц в Париже и приезде английской
делегации в Россию)
Начало
военного конфликта
1.
Что послужило поводом к войне?
(найдите
фотографии и прочитайте статью об этом
происшествии)
2.
Какие страны первыми вступили в военный
конфликт?
(найдите
статью и фотографии под общим названием
"Австро-Сербская война)
- почему в российских газетах и журналах того времени довольно много военных фотохроник из Сербии?
3.
В какой момент война охватила Европу:
какие ещё государства вмешались в
конфликт, как вступили в войну?
(найдите фотографию,
доказывающую нарушение нейтралитета
Бельгии; а также другие фотографии об
участии Бельгии в войне)
Союзники
1 Каковы два основных
политических блока, какие страны в них
входили?
2. Каким образом
разные страны-союзники Антанты принимали
участие в войне? В чём состояло их
союзничество?
(найдите фотографии
главнокомандующих, войск различных
стран)
3 Какова была политика
США?
(найдите и
прокомментируйте фотографию с американским
общественным деятелем)
Военные
действия на Восточном фронте
1. Что значит
"Восточный фронт"? На какой территории
происходили военные действия?
2. Кто с кем воевал
на Восточном фронте?
3. Найдите и покажите
фотосвидетельства отступления русских
войск в 1915 г.
4 Найдите и покажите
фотосвидетельства успешных боев русской
армии в 1915 г.
5. Прочитайте две
статьи под названием "Великая война".
Расскажите о важных на ваш взгляд фактах
(можете прочитать небольшие отрывки).
Военные
действия на Западном фронте
1. Что значит "Западный
фронт"? На какой территории происходили
военные действия?
2. Кто с кем воевал
на Западном фронте?
3. Что такое Верден?
(найдите фото)
- в каком году было сражение?
- под каким термином вошло в историю и почему?
Химическое
оружие
1. Какая
страна и в каком году начала применять
химическое оружие?
2. Каковы
были средства защиты?
(найдите
отрывок статья и прокомментируйте
фотоматериалы)
Морские
сражения
1. Флоты
каких стран участвовали в войне на море?
2. У
берегов каких стран, в каких водах
происходили сражения?
3.
Назовите основные виды судов, приведите
примеры
Техника
1.
Найдите и прочитайте отрывок статьи из
журнала "Копейка" №394-32 (стр 5-6).
2.
Найдите фотографии с техникой.
3. Расскажите о
мортирах, снарядах, военных хитростях
Человек
на фронте и в тылу
1. Найдите и прочитайте
статью "На позициях (из записной
книжки военного корреспондента).
- расскажите как ведут себя люди на войне (можете прочитать вслух несколько характерных предложений)
2.
Найдите фотографии, демонстрирующие
военный быт на фронте
3. Каково
бытовой положение австро-германсих
войск на фронте?
(найдите
соответствующие фотографии)
4. Как
ведут себя люди в тылу?
(найдите
фотографии об организации лазаретов и
сборе подарков на фронт)
Внутренне
положение в воюющих странах
1. Найдите и прочитайте статью "Война
и реклама"
Коротко расскажите, что происходит в
странах Европы
2. Найдите фотографии с беженцами. Где
сделаны эти фото?
3 Что происходит в странах Восточной
Европы?
Найдите фотографии о торговле и сельском
хозяйстве в Польше, Галиции
Внутриполитическая
ситуация в России
1. Что происходит в
России в феврале 1917 г.?
(найдите соответствующие
фотографии)
2. Каким образом
Первая Мировая завершилась для России?
Комментариев нет:
Отправить комментарий